Бесплатная вакцинация от гриппа. Почему одни люди будут прививаться, а другие — нет

Совместно с медицинским журналом Vademecum протестировали на Fastuna идею бесплатных прививок от гриппа. Узнали, сколько людей готовы вакцинироваться от гриппа и коронавируса, в чем состоят основные барьеры.

Как проходило тестирование

Что тестировали. Отношение людей к идее бесплатных прививок от гриппа. Дополнительно спросили про отношение к вакцинированию от коронавируса.
Прививка от гриппа
В этом году ВОЗ призвала к повсеместной вакцинации против гриппа. Это позволит снизить смешение больных гриппом и новой коронавирусной инфекцией, уменьшить нагрузку на систему здравоохранения. В России планируется увеличить охват населения вакцинацией в этом году до 60%.

С 1 сентября бесплатные прививки можно будет сделать в поликлиниках, в садах и школах по всей России и у станций метро в столице.
Кого опросили. 200 мужчин и женщин 18-60 лет по всей России из городов численностью 100 тысяч и больше. В пропорциях, соответствующих данным переписи населения.
Методология. Онлайн-опрос на платформе Fastuna с использованием решения Product idea. Респонденты из онлайн-панели получили ссылку на опрос по электронной почте, познакомились с идеей и ответили на вопросы анкеты.

Полярные мнения о вакцинации

Идея бесплатных прививок делит людей на два лагеря. Одни отнеслась к идее положительно, а другие затруднились с ответом или восприняли предложение с недоверием и скепсисом.
— 57% людей положительно оценили идею.
— 50% респондентов заявили, что идея вызывает доверие.
— 47% высказали желание воспользоваться предложением.
— 37% сказали, точно будут прививаться от гриппа в этом году.

Оценка по параметрам — Fastuna.ru
Дополнительно мы задали вопросы про готовность участвовать в третьей фазе тестирования вакцины от коронавируса.
35% готовы участвовать в третьей фазе тестирования вакцины от коронавируса.
При оценке результатов важно учитывать, что, декларируемые позиции отличаются от того, как человек действует в реальности. Прививки относятся к социально-приемлемому поведению. Вероятно, число привитых людей будет меньше.

Мотивы делать прививку

Пандемия 2020 года также научила людей смотреть на вирусы с глобальной точки зрения. Большая часть людей видят в прививке средство коллективной защиты. При этом апеллируют к общественному благу, реже в качестве мотива упоминают заботу о собственном здоровье.
Это гражданская ответственность. — Мужчина, 48

Основные барьеры перед прививкой

Страх побочных эффектов и осложнений. Даже люди, которые оценили идею положительно, зачастую беспокоятся из-за побочных эффектов, относятся к прививкам с настороженностью.
А как же побочные эффекты, сколько детей становятся инвалидами после прививок. — Женщина, 31
Прививку люди связывают с осложнениями, считают, что вакцина, наоборот, делает человека более беззащитным перед болезнью.
После этих прививок сильно болеешь. — Женщина, 40
Сомнение в универсальности вакцины. Люди не верят, что одна прививка защитит от всех штаммов и разновидностей вируса, опираются на собственный неудачный опыт вакцинации. Не готовы идти на вакцинацию ради частичной защиты.
Грипп каждый раз новый штамп. Раньше ставила прививку и всё равно переболела с последствиями. — Женщина, 39
Недоверие государственным институтам. Бесплатные прививки — маркер доверия государству. Одни люди положительно воспринимают инициативы здравоохранения, готовы принимать помощь от государства и с радостью вверяют вопрос личного здоровья централизованной системе. Другие люди не доверяет государству, ставят под сомнение любые инициативы.
Делают, после думают. Так везде и постоянно. Не верю государству совсем. — Мужчина, 51
Часть людей опасается, что под видом прививки от гриппа на них будут тестировать новую вакцину от коронавируса.
Под предлогом прививки от гриппа могут ввести вакцину, ведь никак нельзя проверить. Я таким образом рисковать здоровьем не собираюсь, ибо нашей медицине не доверяю. — Мужчина, 21

Обязательная вакцинация — не вариант

Люди хотят самостоятельно принимать решения касательно своего тела и здоровья. Даже респонденты, которые поддерживают идею прививок, категорически против принудительной вакцинации от чего бы то ни было.
Меньше больных, меньше распространения инфекции. Но это должно оставаться только на добровольной основе. — Мужчина, 34

Выводы

Вакцинация — один из доказанных способов борьбы с вирусами, но общественного консенсуса по теме прививок нет. Тема вакцинации делит людей на два лагеря.
Люди, поддерживающие идею бесплатных прививок, в основном апеллируют к общественному благу. Реже упоминают персональные мотивы. Мотивация, обусловленная общественными интересами менее стойкая, чем та, что исходит из личных потребностей.
Люди отказываются от прививок из-за опасений побочных эффектов. Абстрактное общее благо и борьба с пандемией не добавляет им мотивации.
Преодоление недоверия к государственным инициативам в сфере здравоохранения — это долгий процесс, требующий изменения формата отношений государства и общества. Но результаты опроса показывают, что на данном этапе людям не хватает понятных научно-популярных материалов и открытого диалога по теме.

Получайте статьи, кейсы, анонсы исследовательских инструментов два раза в месяц
Больше кейсов:

Тема защиты персональной информации актуальна. Apple запустила рекламный ролик о новой операционке iPhone, где с юмором рассказали про защиту конфиденциальных данных.

Благодаря интриге, ролик держит внимание аудитории до конца. Провокационная тема подогревает интерес, но не создаёт негативного впечатления о бренде.

Сервис доставки Delivery Club выпустил ролик о курьерах. Цель ролика — показать значимость работы курьеров в период карантина. Мы узнали мнение потребителей.